С.А. Дородных
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия

ОБРАЗ КОНЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПАМЯТНИКАХ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЕВРАЗИИ

В настоящее время единой базы изображений коня, обнаруженных в археологических памятниках раннего железного века на территории Евразии, не существует.
Образ коня и его роль в культуре древнего населения Евразии всегда привлекали и до сих пор привлекают исследователей. Наиболее значимые работы по этой теме написаны такими авторами, как Е.Е. Кузьмина (2002), М.Н. Погребова (2013), Н.Л. Членова (1981), Е.Ф. Королькова (1996) и др.
В настоящем исследовании было использовано более 120 изображений коня (целые изображения и изображения головы). Все они выполнены в «зверином стиле» и происходят с обширной территории, протянувшейся от Северного Причерноморья до Северного Китая. Стоит отметить, что большая часть находок обнаружена в погребальных памятниках (70%), меньшая на территории поселений (25%) или в качестве случайных находок (5%). Хронологические рамки исследования – VIII – III вв. до н.э. Все изображения имеют отличительные черты, а именно: преувеличенные пропорции отдельных частей тела животного (голова, глаз, ухо, копыто и др.), устойчивую систему в изображении позы животного.
В работе применялся сравнительно-типологический метод, целью которого являлось определить закономерности и особенности в изображении одного образа в разных регионах Евразии. В частности, была поставлена задача выявить различия и сходства в оформлении общих пропорций фигуры лошади, отдельных деталей (гривы, хвоста и т.п.), позы, а также выделить категории предметов, на которых встречаются изображения коня.
В исследовании не рассматривается проблема семантики образа коня, так как она достаточно сложна для интерпретации и во многом дискуссионна.
В ходе анализа изображений были сделаны следующие выводы:
— выделяются типы (породы?) лошадей;
— намечаются пути распространения разных типов (пород?) лошадей;
— выделяются локальные особенности в изображении коня в разных регионах.
Дальнейшее исследование в этом направлении представляется перспективным.

Литература
Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи. К формированию глоссария основных терминов и понятий. СПб., 1996.
1. Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев (Культурологические очерки). М., 2002.
2. Погребова М.Н. ПОСЛЕДНИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ. К юбилею Б.А. Литвинского. М., 2013. С. 328 – 363.
3. Членова Н.Л. Тагарские лошади (О связях племён Южной Сибири и Средней Азии в скифскую эпоху) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М., 1981. С. 80-94.