А.В. Дедюлькин
Новочеркасский музей истории донского казачества,
Новочеккасск, Россия

Чернолаковый сосуд из погребения 14 Большого Ипатовского кургана и хронология прохоровских погребений

Среди богатого инвентаря погребения 14 Большого Ипатовского кургана есть сосуд, расписанный в стиле West Slope. Ныне он находится в экспозиции СГМЗ, его изображение было опубликовано в календаре-буклете за 2001 г. Аналогиями по форме этому сосуду являются небольшая ойнохоя из Танаиса и кувшинчик из некрополя Фессалоник. Танаисский сосуд был обнаружен в яме, датируемой амфорными клеймами 50-х – 40-х гг. III в. до н.э., его роспись наиболее сложная и изящная. Сосуд из некрополя Фессалоник украшен проще, он найден в погребении с богатым инвентарем, которое надежно датируется первой половиной II в. до н.э.
Т.В. Егорова отметила сходство композиции орнамента на ипатовском сосуде с «Bracket Leaf Group» (280 – 250 гг. до н.э.). Исследовательница датировала сосуд серединой III в. до н.э. На мой взгляд, ипатовский сосуд может быть датирован и третьей четвертью – второй половиной III в. до н.э. Он позже танаисского, но старше сосуда из Фессалоник. В тулове просверлены два небольших отверстия. Даже учитывая определенный временной интервал до момента попадания сосуда в погребение, это независимый хронологический репер для погребений из могильников Прохоровка, Бердянка V, Шумаево II. Тонкостенный глиняный сосудик не столь долговечен, как металлическая посуда, ювелирные украшения и доспехи.
Попытки В.Ю. Зуева обобщенно датировать все погребения раннесарматской элиты с «церемониальными» (т.е. парадными, богато украшенными) мечами и кинжалами второй половиной II – I вв. до н.э. представляются неудачными. Позднеклассические и эллинистические ксифосы и махайры сохраняли свои основные морфологические особенности и оформление бутеролей и устий ножен на протяжении IV – II вв. до н.э. По логике В.Ю. Зуева их все надо объединить в одну серию и датировать в пределах 50 – 60 лет. Клинковое оружие из раннесарматских погребений демонстрирует определенное разнообразие, а мечи и кинжалы с т.н. двутавровыми рукоятями, имеют преемственность с мечами переходного типа, что продемонстрировал В.К. Федоров. Кинжал из Ипатово имеет перфорированную рукоять, как у кинжала из погребения 13 кургана 9 могильника Шумаево II. Некорректно «синхронизировать» погребения Прохоровки, Бердянки V, Шумаево II, Ипатово с более поздними памятниками второй половины II – начала I вв. до н.э. Ипатовский сосуд позволяет определить их дату в пределах конца III – первой половины II в. до н.э. На рубеже III – II вв. до н.э. вокруг Танаиса возводятся стены, в связи с возникновением кочевнической угрозы. Эта датировка согласуется с упоминанием Полибием в контексте событий 180 – 179 гг. до н.э. сарматского правителя Гатала, Γάταλος ò Σαρμάτης (Pol., XXV, 2, 12–13).