Е.М. Черных
Удмуртский госуниверситет, Ижевск, Россия

ПРЕДМЕТЫ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ ИЗ ЗУЕВСКОГО (ЗУЕВОКЛЮЧЕВСКОГО I) МОГИЛЬНИКА АНАНЬИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УДМУРТИИ

А.В. Збруева, характеризуя ананьинское общество, очень осторожно заметила, что «предметы конской упряжи в могилах ананьинского времени – явление почти столь же исключительное, как и рыболовные крючки» (1952, с.152). Оставим без внимания сопоставительные пассажи, более важна констатация самого факта редкости деталей узды в захоронениях ананьинцев. Спустя четверть века, А.Х. Халиков, систематизировавший существенно увеличившиеся к концу 1970-х годов коллекции, пришел к выводу, что в начале железного века население Волго-Камья уже прочно освоило верховую езду (1977, с.218). Вместе с тем, по подсчетам К.А. Смирнова, выполненным для Старшего Ахмыловского могильника, только 3,5% погребений этого крупнейшего раннеананьинского некрополя содержали детали узды (1998, с.50). Более близкие к нашему времени исследования А.А. Чижевского дают совсем иную картину. Среди рассмотренных им 1752 погребений АКИО детали конской упряжи были отмечены почти в четверти комплексов (подсчитано автором на основе приводимых А.А.Чижевским цифр по отдельным культурам АКИО в работе 2008 г.). Столь явные расхождения обусловлены методикой анализа: К.А. Смирновым подсчеты производились от общего количества погребений с оружием (к тому же, он учитывал только находки удил и псалиев), А.А. Чижевским – от всех погребений (в рассмотрение принимались и другие категории материала – ворворки, бляшки, пронизки, налобники).
Почти 120 лет назад А.А. Спицыным был раскопан Зуевский могильник в прикамской Удмуртии; выборочная публикация его материалов М.Г. Худяковым увидела свет 85 лет назад. Полное монографическое издание готовится в настоящее время. Принимая во внимание тему конференции, в докладе предлагается обзор находок из этого некрополя, связанных со снаряжением коня. В коллекциях Зуевского могильника1 предметы конского снаряжения представлены как функциональными, так и декоративными деталями сбруи – удила, псалии, распределители ремней, бляшки и пронизи узды, ворворки. Они немногочисленны, но вполне выразительны и позволяют рассматривать ананьинских всадников Прикамья в контексте общеевразийской культурной традиции.