В.Н. Окатенко, С.А. Скорый, Р.В. Зимовец
Подразделение Института археологии НАН
«Слобожанская археологическая служба», Харьков;
ИА НАНУ;
Институт философии им. Г. Сковороды НАНУ,
Киев, Украина

КУРГАН РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В сентябре 2017 г. Скифская экспедиция «Слобожанской археологической службы” ИА НАНУ (Харьков) осуществила раскопки к. № 4 Дуншовской группы Люботинского могильника скифской эпохи в Харьковськой области (рис.1). Этот пункт – в бассейне р. Мож, центре северскодонецкой группы памятников скифского времени Днепровского Лесостепного Левобережья.
К. № 4 занимал крайнее, юго-восточное положение в составе курганной группы.
Данная группа не подвергалась археологическому исследованию, а, следовательно, отнесение её к скифской поре в определённой степени было условным.
Чернозёмная насыпь к. № 4 (высота до 0,90, диаметр около 30 м) частично разрушена жителями частных земельных участков.
На уровне ДГ выявлены остатки округлой площадки диаметром до 11 м, выложенной, судя по тлену, древесной корой, а в трёх местах – помостами из горизонтально уложенных дубовых брёвен или плах (рис 2.).
Западнее центрального помоста, почти примыкая к нему, зафиксировано основание довольно крупной наземной конструкции, квадратной формы (4,0 х 4,0 м), в виде П-образной глубокой канавки, в которой сохранились отпечатки вертикально стоявших столбов частокольной конструкции стен, обшитых горизонтально расположенными досками изнутри. С фронтальной стороны, наземное сооружение со впущенным в грунт основанием было оформлено тремя вынесенными вперед столбами большого диаметра (или колонами), видимо, не связанными конструктивно со стенами (рис.3).
Курган ограблен в древности посредством горизонтального хода (рис.4). В его заполнении обнаружены обломки лепной посуды скифского времени (черпак, горшок, миска), фрагменты милетской светлоглинянной амфоры, панцирная пластинка и мелкие фрагменты бронзы (рис.5). Судя находкам, дата кургана – не позже конца VII в. до н.э.
Полное отсутсвие человеческих костей в пределах сооружения и в грабительском ходу, некоторые особенности наземной конструкции, а также – организации подкурганной поверхности, позволяют видеть в кургане не только место предполагаемого захоронения, но и усматривать в нём элементы святилища.