Н.Н. Головченко
Алтайский государственный педагогический университет,
Барнаул, Россия

ОБРАЗ СКИФСКОГО КОСТЮМА И РЕКОНСТРУКЦИЯ КОСТЮМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕОБСКОГО БАССЕЙНА ЭПОХИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА

Общеизвестно, что наши представления о скифском костюме основаны на малочисленных упоминаниях в античных источниках, изображениях на предметах искусства из памятников различных культур скифского мира, находок оригинальных вещей в памятниках в которых сохранились органические изделия.
Главным археологическим материалом, с которым работают исследователи, изучающие древнюю одежду, как правило, является не значительное количество специфичных украшений, составляющих предметный комплекс одежды, на основе представлений о расположении данных вещей на элементах облачений выполняется реконструкция костюма. Любая подобная реконструкция носит заведомо субъективный характер. Кроме того, осуществляя ее, исследователь сталкивается с проблемой заполнения «белых пятен» т.е. воссоздания внешнего вида, например, штанов – предметного комплекса на которых нет.
Подобная ситуация приводит к неизбежному привлечению для реконструкции массы аналогий с памятников скифского круга. Последнее вызывает вопрос об обоснованности привлечения аналогий из весьма отдаленных комплексов скифов Северного Причерноморья или саков Казахстана для реконструкции, например, эпохи раннего железа Верхнеобского региона.
Мы считаем использование отдаленных аналогий не только возможным, но и необходимым. Во-первых, в силу того, что предметный комплекс одежды культур скифо-сакского мира включает в себя примерно одни и те же категории украшений. Во-вторых, в виду того, что органика в погребальных комплексах степного пояса Евразии, как правило, не сохраняется, данная часть материальной культуры изучена слабо, поэтому надо уяснить общее направление ее развития. В-третьих, наше основание обосновывается определенной историографической традицией изучения костюма, предполагающей обобщенное рассмотрение облачений через призму самых разнообразных источников (образов) для реконструкции одеяний (его образа) из конкретного погребения.