С.Л. Воробьева
Национальный музей Республики Башкортостан, Уфа, Россия
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГОРЫ КУРМАНТАУ ЭПОХИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2012-2014 гг.
В 2012-2014 годах под руководством автора в Гафурийском районе Республики Башкортостан проводились археологические работы по изучению памятников эпохи раннего железа, расположенных на горе Курмантау (топографическое название – гора Михайловская) и ее окрестностей.
В разные годы здесь было найдено и изучено 7 поселенческих объектов эпохи раннего железа «Курмантау Нижнее» (стоянка им. М.И. Касьянова), «Курмантау Среднее» (Касьяновское городище), «Курмантау Верхнее» (Курмантаевское селище), Курмантаевское и Михайловское городища, Михайловская стоянка, Михайловское поселение. В ходе работ в 2012-2013 гг. на рассматриваемой территории обнаружено еще три новых археологических объекта: местонахождения эпохи раннего железа Курмантау-7 и Курмантау-11, комплекс памятников Курмантау-8/9.
Комплекс памятников Курмантау-8/9 расположен на высокой (11 м) коренной террасе правого берега р. Белая, рядом с н.п. Курмантау. С запада площадка ограничена правым берегом реки Белая, с юго-востока – подножьем горы Курмантау. Общие размеры памятника 400240 м, примерная площадь 90000 м2. В 2014 г. в ходе археологических раскопок на этой площадке было вскрыто 186 кв.м. По результатам работ выделено три археологических слоя:
Слой абашевской культуры эпохи бронзы. Зафиксирован на участке памятника вдоль берега р.Белая. Он связан со временем освоения площадки. В квадрате 2х2 м на глубине 15 см от поверхности зафиксирован развал лепного сосуда с орнаментом абашевской культуры эпохи бронзы, зернотерка из песчаника.
Слой культуры курмантау эпохи поздней бронзы – раннего железа. Зафиксирован на всей площадке памятника, на глубине от 25 до 40 см от поверхности. Найдены мелкие кальцинированные кости животных, сплески металла и шлаки, стенки лепных сосудов, литники, кремневые отщепы и кресала. С этим слоем связан объект (яма), обнаруженный в южной части раскопа. Датируется не позже V в. до н.э.
Слой кара-абызской культуры эпохи раннего железа. На глубине от поверхности до 25 см найдены мелкие кальцинированные кости животных, сплески металла и шлаки, сердечник для литейной формы кельта, бусина – подвеска гиревидной формы, бисер, молоток для измельчения металлической поверхности из кварцито-песчаника, камень для заточки металлических инструментов из яшмы, фрагменты неорнаментированных стенок лепных сосудов. Датируется IV-III вв. до н.э.
К этому же слою относится жертвенный комплекс, раскопанный на площадке: под слоем дерна был найден воткнутый в землю железный наконечник копья – кавалерийская пика. Рядом найдены железный поясной крючок с орнаментированным щитком (кошачий хищник в сидячей позе) и железный нож.
Стратиграфические данные свидетельствуют о том, что между слоем культуры курмантау и кара-абызской культуры имеется стерильный тонкий слой нанесенного мелкого галечника, который мог образоваться в результате схода с вершины горы (полевые данные В.Е. Приходько – доктор биол. наук, ведущий научный сотрудник группы генезиса и эволюции почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН).
Данные спектрального анализа бронзовых сплесков и шлаков, полученные старшим научным сотрудником Уральского отделения Российской Академии наук С.А. Григорьевым (г. Челябинск), свидетельствуют о том, что население практиковало металлообработку. Анализ остелогического материала научным сотрудником отдела археологии ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа» А.А. Романовым показал, что характер, степень раздробленности и количество дробленого остеологического материала, наличие большого количества мелких кальцинированных костей (1307), позволяют предположить, что на памятнике производилось целенаправленная заготовка костяного угля.
Результаты спорово-пыльцевого анализа отложений разреза, проведенные кандидатом биологических наук, научным сотрудником Института геологии УНЦ РАН Р.Г. Курмановым показали, что полученные спектры характеризует опушку мелколиственно-широколиственного леса, но отмечено, что в период формирования отложений из верхних слоев (слой кара-абызской культуры) увеличивались площади открытых луговых пространств.
Таким образом, исследования 2012-2014 гг. показали, что на территории горы Курмантау и ее округи для населения, оставившего памятники культуры курмантау (стоянка им. М.И. Касьянова и Курмантау-8/9) эпохи поздней бронзы – раннего железа и кара-абызской культуры эпохи раннего железа (селище Курмантау, Курмантау-7, Курмантау-8/9) одним из главных занятий было бронзо-литейное производство, что может свидетельствовать о преемственности и, возможной, непрерывности носителей культуры курмантау и кара-абызского населения на данной территории.