Е.А. Попова
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия

К ВОПРОСУ О ЛЕПНЫХ КУРИЛЬНИЦАХ КРЫМА

1. На городище «Чайка» в разные годы найдены две целые и фрагменты третьей лепной курильницы. Две из них на позднескифском поселении, одна из греческой вымостки. Соответственно даты I в. до н.э. – I в.н.э. и III в. до н.э. Они орнаментированы.
2. Техники нанесения орнаментов различны: по сырой глине, рельефом и белой краской. Сосуд из греческой вымостки разделен на три горизонтальных пояса:верхний обрамляет горло горизонтальной «елочкой», в среднем – треугольники вершинами вверх, третий гладкий, с двумя горизонтальными простыми линиями, отделяющими эти пояса от вертикальных полос, отходящих к дну с середины тулова. Одна курильница с позднескифского поселения орнаментирована рельефом, с двух сторон, от обрамляющей горло «косички» и доходящих до половины высоты тулова прямыми линиями, закругляющимися несомкнутыми линиями (их 4) и двумя, оканчивающимися «вилками». Между ними небольшие выступы. В целом орнамент как дважды повторенное лицо. На третьей курильнице сквозные отверстия, обведенные белой краской. Ниже нанесены волнообразные линии. От одного из отверстий идут вниз две линии с несомкнутыми округлыми линиями. На том же фрагменте рядом с отверстием «елочка» «ветвями» вверх.
3. Большинство курильниц с орнаментом происходят из могильников, связанных с поселениями. На поселениях их меньше (Беляус, Калос-Лимен), хотя число их возрастает («Чайка»).
4. Встречаются курильницы в греческих слоях, как на «Чайке» (Елизаветовское). Это говорит о присутствии негреческого населения.
5. Орнаменты не повторяются, хотя отдельные мотивы бывают на разных памятниках. На чайкинских курильницах орнаменты перекликаются с фракийскими и позднескифскими курильницами Крыма и Нижнего Днепра.
6. Курильницы в могильниках вблизи поселений или на них позволяют предположить, что орнаменты связаны с земледельческими культами.