Д.В. Черемисин
ИАЭТ СО РАН, Новосибирск, Россия

ИСКУССТВО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ПЕТРОГЛИФАХ АЛТАЯ

Особенности петроглифических памятников Алтая скифской эпохи определяет стилизация изображений в эпохальном зверином стиле. Вопросы, связанные со своеобразием этого пласта наскального искусства, затрагивали В.Д. Кубарев, Е.А. Миклашевич, О.С. Советова и другие исследователи, приводя аналогии с торевтикой и другими предметами из раскопок. Следует отметить, что прямые аналогии в количественно очень значительном наскальном материале весьма ограничены: практически нет петроглифов, воспроизводящих свернувшихся в кольцо хищников, отсутствуют изображения фантастических существ, например, грифона, столь популярного в пазырыкском искусстве и сцен терзания, редки изображения зверей с “перекрученным” туловищем, повернутой назад головой и тп..
При этом стиль оленных камней (по Д.Г. Савинову) – изображение фигур оленей, своеобразно стилизованных в особой манере, свойственной изваяниям монголо-забайкальского типа, а также построение наскальных композиций в соответствии с принципами, соответствующими изобразительному полю этих изваяний, широко представлен в петроглифах Алтая. Фигуры в стиле оленных камней известны практически на всех крупных петроглифических памятниках Алтая, особенно многочисленны эти петроглифы на юго-востоке Российского Алтая, при том что здесь известны лишь единичные изваяния с такими изображениями, а распространены оленные камни других типов.
В докладе представлен ряд наскальных композиций с сюжетами искусства звериного стиля, находящими прямые аналогии в скифской торевтике и петроглифы в стиле оленных камней с территории Российского и Монгольского Алтая. Затрагиваются проблемы, связанные с подходами к интерпретации изображений на скалах, семантические реконструкции.