Н.С. Савельев
ИИЯЛ УНЦ РАН, Уфа, Россия

МАЛЫЕ ГУМАРОВСКИЕ КУРГАНЫ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНОЙ АТРИБУЦИИ И ЕЕ СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КАРТЫ РЕГИОНА СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н.Э.

Исследование на рубеже 1970-80-х гг. в одном из курганов могильника около д. Гумарово на востоке Оренбургской области погребения раннескифского облика, сразу же вписало его в список основных источников по раннему этапу скифской эпохи Евразийского кочевого пояса. Исследованный курган получил название Большого Гумаровского. Он входил в состав могильника с погребениями кочевников немного более поздней, «савроматской» эпохи. Продолжая предложенный автором исследований формат, все эти курганы могут быть названы «Малыми» (в т.ч. и основное погребение «Большого» кургана). В отличие от раннескифского погребения, комплексы савроматского времени, даже после их публикации (1999) особого внимания у исследователей не вызвали.
Могильник расположен на границе степной и горно-степной зон Южного Урала, на границе Зауралья и Приуралья, непосредственно в пределах т.н. «Мугоджарских ворот» — единственного степного прохода во всей Уральской горной стране, соединяющего азиатскую и европейскую части степного пояса.
Курганы №№2-5 вытянуты широтной цепочкой с расстоянием друг от друга 5-10 м, с севера от них находится курган №1 («Большой»). К савроматскому времени относятся 8 погребений, из них 3 – впускные.
К основным характеристикам погребального обряда относятся каменная насыпь, кольцевой валик из могильного выкида, деревянное перекрытие (иногда с костром на нем) над полой могилой, находки на древнем горизонте (в т.ч. дважды – каменные жертвенники), абсолютное преобладание широких овальных могильных ям, их широтная ориентация, использование в засыпке светлой речной гальки, наклонные стенки и кольцевые подбои в придонной части, высокий процент парных погребений и восточной ориентировки. Также близость курганов прослеживается по составу и типам сопроводительного инвентаря (мечи, колчанные крючки, овальные браслеты с разомкнутыми концами, плоские глазчатые «финикийские» бусы и т.д.). Все они датируются в пределах V в. до н.э. с возможностью отнесения наиболее поздних погребений к IV в. до н.э.
Все это говорит о существовании могильника в достаточно небольшой отрезок времени и захоронении в нем близких родственников. С одной стороны, Гумаровские курганы выделяются исключительной стандартностью своей погребальной обрядности, с другой – ее резким отличием от основного массива кочевнических памятников Южного Урала «савроматского» времени. Ближайшие и многочисленные аналогии этому комплексу признаков локализованы исключительно в верхнем течении р. Илек и по р. Орь, вдоль Мугоджар. Для наиболее ранних памятников допускается датировка времени перехода от эпохи бронзы к раннему железу, для небольшого числа – не ранее конца VII – начала VI вв. до н.э., основное же ядро этой группы – которая может быть названа мугождарской – относится к VI-V/IV вв. до н.э. Также к ее важным обрядовым признакам, отсутствующим в Гумарово, относятся ярусные погребения и равное соотношение земляных и каменных курганов.
Памятники данного круга распространяются также в степном и горно-степном Южном Зауралье, доходя на севере до лесостепных предгорий. Постепенно, вследствие взаимодействия с другими группами кочевников региона, происходит размывание устойчивого комплекса признаков, однако отдельные черты фиксируются вплоть до IV-III вв. до н.э. и на значительно большей территории (лесостепь Южного Приуралья, правый берег р. Урал, Лебедевка и пр.).
По своему происхождению мугоджарская группа кочевников имеет восточные (вероятно – тасмолинские или еще более удаленные) корни, не связанные с собственно «савроматским» миром. Объективно фиксируемые различия с другими группами могут свидетельствовать только о многокомпонентности этнокультурного состава кочевников Южного Урала середины I тыс. до н.э., что полностью согласуется со взглядами К.Ф. Смирнова (1964; 1979; 1984) на природу «самаро-уральского варианта савроматской культуры».