Н.П. Матвеева
Тюменский государственный университет,
Тюмень, Россия

ПРАМАДЬЯРСКАЯ ГИПОТЕЗА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САРГАТСКОЙ КУЛЬТУРЫ: PRO и  CONTRA

Вопрос об отношении к этногенезу мадьяр саргатского населения раннего железного века возник благодаря обширному ареалу и отличиям от соседних народов скифо-сибирского мира, что предполагало проживание в его среде не ирано-язычного населения. Саргатская культура сформировалась на базе лесостепных компонентов, вероятно, западно-ирменского и алексеевско-саргаринского с участием кочевых казахстанских групп. Относительно единообразное ее изменение во времени и пространстве может свидетельствовать о консолидации населения в единую надэтническую общность. Исходя из лингвистической концепции о разделении обских и лесостепных угро-язычных групп в середине I тыс. до н.э., считаем правомерной дискуссию о вероятной прамадьярской принадлежности части населения обширного ареала саргатской культуры западносибирской лесостепи.
Ревизия широкого круга источников, полученных в 1980-2010-е годы, показывает многокомпонентность культуры в аспектах системы расселения, образа жизни, особенностей домостроительства, мемориальных сооружений, социальной структуры. К оседлому образу жизни принадлежат: дома-усадьбы, развитая фортификация и ремесла; к кочевому — закрепление пастбищ могильниками семейно-родственных групп, сезонные поселения, всаднический характер элитарных погребений, круглодонная посуда, производство войлочных ковров. В погребальных сооружениях и остатках обрядовых действий, в т.ч. с курильницами, семантике золотых облачений саргатской аристократии проявляется культ солнца и огня с элементами митраизма. В орнаментах, наборах инвентаря распространены числовые сочетания, восходящие к индоевропейской символике. Местными по происхождению, вероятно, являются изображения утки, соболя, волка, зайца, дополняющие общие для скифо-сарматского искусства образы кошачьего хищника, оленя, сцен охоты и терзания. Этнокультурное развитие определялось взаимодействием мигрантов и автохтонов, краниологические и одонтологические различия которых показаны антропологами, а также инновациями из нескольких волн переселений с юга из сакской и сарматской среды, затем из приаральского региона, Гуннии, а также с севера. Портретный облик саргатского населения известен по скульптурным изображениям. У мужчин показаны крупные глаза, выступающий нос, борода, длинная коса сзади, у женщины — волосы зачесаны наверх и заколоты на макушке в цилиндрический убор, что демонстрирует внешность сакского типа.
Саргатская культура, скорее всего, — конгломерат прамадьярских и иранских групп в рамках «кочевой империи». Сохранялась самостоятельность родов разного происхождения и статуса, выраженная в различиях Притобольского, Приишимского, Прииртышского и Барабинского вариантов культуры. Этническую интерпретацию им пока дать затруднительно, так как костюм и искусство мало изучены. Ни культурные традиции, ни мировоззрение не позволяют на сегодняшний день усматривать здесь гомогенный крупный прамадьярский этнос. Однако, это не означает, что иноэтничные группы не могли находиться в составе саргатской политии. На сегодня установлены существенные культурная и генетическая преемственность саргатского и бакальского населения, поэтому ранее высказывавшийся тезис о запустении лесостепи из-за оттока саргатцев на запад следует признать не состоятельным. Правомернее размещать прамадьяр в составе кочевого населения в Южном Приуралье и Зауралье. В период раннего средневековья прамадьяры должны были занимать только западную часть прежнего ареала. Скорее всего, они были сдвинуты с места гуннами, огурами, аварами и входили в их полиэтничные объединения.