В.В. Кропотов, С.Г. Колтухов
Институт археологии Крыма РАН,
Симферополь, Россия

НОВЫЙ КУРГАННЫЙ ПАМЯТНИК В ПРЕДГОРНОМ КРЫМУ

В 2017 г. в связи со строительством федеральной трассы «Таврида» (Керчь – Феодосия – Симферополь – Севастополь) экспедицией Института археологии Крыма РАН под руководством С.Г. Колтухова был исследован курган «Волчий Грот-1», расположенный в 6 км к востоку от г. Симферополя, в 2,5 км к северо-западу от с. Мазанка Симферопольского района Республики Крым. Курган имел овальную в плане форму размером 19×29 м, вытянутую по оси ССЗ – ЮЮВ. Его насыпь, сильно поврежденная современной хозяйственной деятельностью (распашкой), сохранилась на высоту не более 0,3 м.
Памятник сооружался в два приема. Первичная насыпь возведена над погребением 1 эпохи бронзы, которое было полностью разрушено более поздними захоронениями 2 и 3. Точные размеры первоначального кургана, насыпанного из однородного гумусированного грунта, установить не удалось, но о его диаметре можно судить по окружавшему его кольцевому рву диаметром 13 м и шириной 0,4 м, впущенному в материк на 0,1 – 0,15 м. Позднее в центр готовой насыпи были последовательно совершены погребения 2 и 3, относящиеся, соответственно, к эпохе поздней бронзы и предскифскому времени. Эти захоронения сопровождались лепной посудой.
Следующий этап строительства объекта связан с сооружением каменный платформы/вымостки у юго-восточного края кургана, придавшей ему ярко выраженную овальную форму. Вымостка имела прямоугольную в плане форму (размером 7,3×9,3 м), вытянутую вдоль длинной оси кургана с небольшим выступом с север-северо-западной стороны, и была сложена из бутовых камней размером от 0,1 до 0,6 м, уложенных в 2 – 3 слоя. Под вымосткой – в ее центре и у восточного края – обнаружены погребения 4 и 5 скифского времени. Сопутствующий им погребальный инвентарь – лепная посуда и бронзовые трехлопастные втульчатые наконечники стрел – позволили датировать данный этап строительства памятника V – IV вв. до н.э.
Исследование кургана «Волчий Грот-1» не только пополнило источниковую базу новыми выразительными материалами из Предгорного Крыма, относящимися к эпохе поздней бронзы и предскифскому времени, но и расширило наши представления о погребальной архитектуре скифских памятников V – IV вв. до н.э.