В.Б. Ковалевская
ИА РАН, Москва, Россия

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ «МОДЕЛИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ» САВРОМАТО-САРМАТСКИХ КУЛЬТУР НА ПРИМЕРЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ АЛАН

Я ставлю своей задачей на конкретном материале показать, как связаны между собой  савромато-сармато-аланские культуры Евразии. Как их выделяют исследователи и как они соотносятся между собой во времени и пространстве при автохтонной или миграционной модели порождения. На примере исследований К.Ф. Смирновым савроматской культуры в двух монографиях и ряде статей рассмотрен ряд теоретико-методических вопросов. В качестве миграционной модели взято современное представление о возникновении раннеаланской культуры на Северном Кавказе к середине II в. н.э. из местного кабанско-сарматского субстрата памятников типа Хумара — Подкумок — Н. Джулат — Чегем – Заманкул — Манаскерт II в. до н.э. — II/III в.в. н.э. предгорий Кавказа и пришлого суперстрата кочевников среднесарматской культуры. Анализ археологического материала (Малашев, Дзуцев,2015. Малашев 2016) позволяет оценить удельный вес субстрата и суперстрата и время сложения новой культуры северокавказских алан к середине II века н.э.
Кавказский субстрат включает в себя традиции керамического производства, тип погребального сооружения в виде Т-образной катакомбы, использование для жизни того же поселения (например, в  Бруте). С суперстратом, как надежно показал В.Ю. Малашев, в культуру ранних алан пришел курганный обряд, свойственный всем сарматским племенам. Создание тайников с конским снаряжением объединяет алан с традициями только среднесарматской культуры. С нею же связан и уникальный золотой звериный стиль, представленный блестящими украшениями конской узды из элитных погребений Беслана, по репертуару образов восходящий к золото-бирюзовому стилю среднесарматской А К. Как отмечал В.П. Алексеев «при более высоком уровне культуры мигрантов, они, в первую очередь, формируют этническое лицо народа, возникшего в процессе смешения» (Алексеев, 1993. С.10). В данном случае мигранты передали свой этноним, язык и тот духовный мир, который выражался в искусстве, подчеркнув этим высокий уровень пришлых кочевых алан.