А.А. Кадиева, Н.А. Биркина
Государственный исторический музей, Москва, Россия

Женский погребальный убор западной кобанской археологической культуры VIII – VII вв. до н.э. по материалам могильника Заюково-3 в Кабардино-Балкарской республике (Раскопки ОСКАЭ ГИМ, КБГУ, ИА РАН в 2015 г.)

Погребальный инвентарь населения, оставившего кобанскую культурно-историческую общность весьма стандартизирован и хорошо известен с XIX в., когда была открыта кобанская культура. Со времен грабительских раскопок кобанского могильника коллекции кавказских бронз украшают собрания ведущих музеев мира. Благодаря усилиям В.И. Козенковой составлены своды кобанских археологических памятников по локальным вариантам. Тем не менее, из-за малого количества раскопанных на современном научном уровне объектов, основной источниковой базой исследования истории населения горной зоны Северного Кавказа в раннем железном веке до недавнего времени оставались предметы из грабительских раскопок. Этот массив данных имел все характерные для такого рода материалов недостатки, главным из которых была неясность места в погребальных комплексах. Особенно плачевно ситуация сложилась в западных районах кобанской культурно-исторической общности.
С 2014 г. Объединенная Северокавказская археологическая экспедиция ведет работы на могильнике Заюково-3. За три сезона раскопок было исследовано 70 погребений, из которых 43 относятся к кобанской эпохе. Наиболее представительными находками из них являются погребения женщин уборами из металлических украшений и бус. Вниманию читателя предлагается систематизация находок 2015 г., когда был исследован участок площадью 43 кв. м, на котором было обнаружено 26 погребений VIII – VII вв. до н.э. Особенностью исследованной территории является довольно сложная стратиграфия. Прослежены насыпанные из желтой супеси стены, разделяющие погребальные участки некрополя. Очевидно, использование территории для погребений было строго регламентировано, потому погребения могли сооружаться слоями. В этих случаях дно позднейшего погребения являлось перекрытием более раннего. Нередко, более ранние захоронения разрушались позднейшим или позднейшими. Ситуацию усугубляла такая деталь погребального обряда как посмертные разрушения костяков, при котором нарушалась целостность останков погребенного, но погребальный инвентарь мог оставаться на месте.
Пятнадцать исследованных погребений, судя по инвентарю, принадлежали женщинам. Погребения осуществлялись в каменных ящиках и грунтовых ямах, костяки зафиксированы как вытянуто на спине, так и скорченно на боку. Ни одно из женских погребений не было безинвентарным: в каждом из них была обнаружена хотя бы низка бус или булавка. Большая часть находок концентрируется в районе груди погребенных. Вероятно, головные уборы, обувь и пояса не имели металлических украшений. Однако о наличии пояса в одном случае свидетельствует находка ножа и оселка в районе тазовых костей.
Из состава погребального убора следует исключить бронзовые булавки, расположенные острием вверх. Ношение этих предметов в таком виде технически невозможно: высока вероятность того, что булавка выпадет, или ее острый конец нанесет вред владелице. Кроме того, в отдельных случаях булавки были обнаружены в ногах погребенных. Вероятнее всего, эти булавки служили застежками савана.
Погребальные уборы, обнаруженные в 2015 г., можно разделить на два ранга: стандартный и богатый. Стандартный убор (встречен в 11 погребениях) мог включать в себя набор бус, бронзовые булавки, железные булавки, соединенные бронзовой цепью, перстни, браслеты, подвески бляшки или сочетание этих элементов. Богатый убор (обнаружен в четырех погребениях) составляли бронзовые и железные булавки или бронзовая фибула, нашивные бляшки различной формы, бронзовые и стеклянные бусы. В двух случаях убор включал ожерелья, состоящие из спиральных биконических пронизей, подвесок в форме пестиков и подвесок в виде бараньих головок. В одном случае убор находился непосредственно на костяке погребенной, в двух лежал на полу погребения, еще в одном ожерелье было обнаружено в разрушенной могиле.
Пока еще преждевременно говорить, является ли погребальный убор отражением имущественного или социального положения, однако он безусловно отражает этнический костюм эпохи раннего железного века, характерный для населения горной и предгорной зон территории современной Кабардино-Балкарской республики. Показательно, что этот убор включает в себя как элементы, характерные исключительно для кобанской эпохи, так и детали, являющиеся переработкой элементов женских убора позднего бронзового века, обнаруженных на этой же территории. Таким образом, реконструкция женских уборов из могильника Заюково-3 может дать ключ к пониманию этнических процессов, происходящих в горах центральных районов Северного Кавказа в киммерийское и раннескифское время.