С.С. Иванов
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына,
Бишкек, Киргизия

К проблеме выделения локальных вариантов сакской культуры Притяньшанья

Сакская культура Притяньшанья занимает обширные территории Семиречья, Западного и Внутреннего Тянь-Шаня и западную часть Синьцзяна (бассейн верхнего течени р. Или). В данной культуре можно выделить три важнейших локальных варианта, отличающихся рядом особенностей:
Семиреченский. Яркой чертой является то, что при доминировании грунтовых погребении, достаточно высок процент подбоев, камера которых устроена в северной длинной стенке входной ямы. Большая часть подбоев сосредоточена в долине реки Или. Имеется также некоторая специфика в керамическом материале; отмечены сосуды, находящие близкие аналогии в культурах Лесостепного и Горного Алтая.
Тяньшанский. Для него характерно господство погребений в простых грунтовых ямах, часть имеет специальную нишу в северной стенке для помещения керамической посуды. Особенность тяньшанского варианта – это наличие в территориально ограниченном районе (южное побережье Иссык-Куля и соседняя Кочкорская долина) каменных ящиков с нишей-пристройкой с северной стороны. В западной части данного варианта отмечена заметная специфика в керамической посуде, что связано с наличием здесь импортной ферганской керамики.
Верхнеилийский. Для него также отмечен высокий процент подбоев (до 30 и более %), которые по конструкции аналогичны семиреченским. Доминирующим типом внутримогильных сооружений остаются простые грунтовые ямы. Имеется значительное своеобразие в керамике, которая часто имеет роспись.
Надо полагать, что есть некоторые основания для выделения особого джамбульского варианта культуры, отмеченного в ряде могильников в северо-западных предгорьях Киргизского хребта. Данная группа погребальных памятников выделяется наличием специальных ниш для погребальной посуды не в северной стенке могильной ямы, а в южной. При этом могилы с подобными нишами составляют от 30 до 85 % от всех погребений в могильниках. Учитывая узколокальный характер джамбульского типа захоронений, можно предварительно говорить об особом локальном варианте сакской культуры Притяньшанья.
Все локальные варианты демонстрируют плавный переход, поэтому их границы во многом условны. При этом погребальный обряд на всей территории распространения сакской культуры Притяньшанья устойчив и различается лишь второстепенными деталями.