Ю.П. Зайцев
Симферополь, Россия

КРЫМСКАЯ СКИФИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

Под Крымской Скифией подразумеваются равнинно-предгорные и горные территории Крымского полуострова общей площадью ок. 3500 кв. км, на которой известны варварские археологические памятники хронологического диапазона от последней четверти IV в. до н.э. до рубежа эр.
На сегодняшний день здесь известно до 40 поселений и городищ, более 20-ти грунтовых некрополей с коллективными склепами катакомбами, не менее пяти некрополей, сочетающих грунтовые катакомбы и каменные коллективные склепы, три кургана-кладбища, около десяти впускных подкурганных катакомб, до 30-ти подкурганных каменных коллективных гробниц, два святилища и несколько впускных грунтовых могил.
Городища/крепости разделяются на три основных типа: с классической системой обороны и хаотичной свободной застройкой, с квартально-блоковой (Северо-Западный Крым) и террасно-каскадной застройкой (обороной).
Картографирование определяет три основные зоны их концентрации: западную (западное побережье Крыма), центральную (долина реки Салгир с прилегающими территориями, главный объект Неаполь Скифский) и восточную (Восточная часть современного Белогорского района, главные объекты – крепость Ак-Кая и комплекс крупных городищ изолированного горного массива Кубалач).
Последние из упомянутых открыты и активно изучаются всего второй год, при этом первые результаты их исследований оказались неожиданными и позволяющими обозначить новые концептуальные моменты в истории Крымской Скифии.
Впускные подкурганные катакомбы и грунтовые катакомбные некрополи массово появляются не ранее середины – второй половины II в. до н.э., но в них представлен обряд коллективных погребений, который, является одной из ярких черт каменных склепов-гробниц Крыма с V-IV вв. до н.э.
Совокупность данных позволяет предполагать, что в III – начале II вв. до н.э. крепость Ак-Кая являлось ключевым объектом, вероятно столичной варварской крепостью как в масштабах Крыма, так, возможно, и всего Северного Причерноморья.
Постепенная утрата ее оборонительных функций с начала II в. до н.э. по времени совпадает с возникновением Неаполя Скифского.
В активную фазу своего существования Неаполь Скифский вступает в 150 – 140-е гг. до н.э., когда происходит превращение оборонительных сооружений в сложную фортификационную систему с воротами, башнями и протейхизмой. Тогда же здесь начинает развиваться комплекс Южного дворца, который выполнял функции царской резиденции и святилища «царского» культа.
Другими словами, к середине II в. до н.э. вектор политических и культурных приоритетов смещается от «аккайского» к «неапольскому» варианту позднескифской культуры и сопровождается расцветом новой столичной (царской) крепости.
С этим новым периодом связаны имена царей Аргота и Скилура – вероятных инициаторов и активных проводников политики сближения Скифии с Боспором.
Согласно одной из недавних версий, позднескифская археологическая культура Крыма стала результатом функционирования системы торговых магистралей и маршрутов сообщения между основными античными центрами Северного Причерноморья. Основу этой культуры во II – первой половине I вв. до н.э. составляли три основных компонента – варварский, причерноморский греческий и европейский (среднелатенский). Значительно слабее проявляются черты культур сарматского круга.