Е.М. Данченко
ИА РАН, Москва, Россия

Саргатский феномен в контексте субкультурных взаимодействий

Саргатская культура занимала огромный ареал в Зауралье и Западной Сибири в течение всей эпохи раннего железа, демонстрируя малую изменчивость погребального обряда и керамики. Тем не менее, нельзя переоценивать гомогенность ее населения, которое могло включать разнородные субкультурные группы.
Гипотеза о зауральской прародине венгров остается наименее противоречивым объяснением их языкового родства с обскими уграми. В лексике и традиционной религии ханты и манси есть признаки иранского влияния. Идеология и система ценностей степных кочевников могли быть восприняты саргатской элитой, которая воздействовала на остальную часть населения. Количество курганных могильников, маркировавших подконтрольную территорию, и вскрытых на сегодняшний день захоронений явно не достаточно для столь масштабной общности. Погребальный обряд и наличие в сопровождающем инвентаре богатого социально-знакового импорта скорее отражают субкультуру знати и воинства. При этом керамика поселений отличается от погребальной сосудами, в оформлении которых видны более ранние местные традиции, сохранявшиеся до позднего средневековья. По всей видимости, внешне фиксируемый в археологических материалах обрыв преемственности, связанный с исчезновением саргатской культуры, не затронул глубинных коллективных представлений, в той или иной форме выражавшихся в декоре западносибирской лепной посуды от начала ее производства до исчезновения.
Судя по сосудам смешанного облика и присутствию разнотипной керамики в одних погребениях, контакты саргатцев с богочановским, кулайским, бакальским, карымским, кушнаренковским населением сопредельных районов могли иметь брачный характер.
Сказанное позволяет предполагать существование в составе саргатской общности различных этнических, языковых, социальных, религиозных групп, которые могли иметь разную способность сохранять собственные традиции и воспринимать внешние влияния.