В.П. Глебов
Археологическое научно-исследовательске бюро,
Ростов-на-Дону, Россия

О САРМАТСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ В РИТУАЛЬНЫХ КЛАДАХ III-I ВВ. ДО Н.Э.

Находки кладов конской упряжи и вооружения известны в III-I вв. до н.э. во всём Северном Причерноморье и ряде соседних регионов: в Предкавказье, Подонье, Поволжье. Исследователи выделяют два района концентрации кладов: 1) Северо-Западное Причерноморье, 2) Дон и Прикубанье.
Существует несколько версий принадлежности кладов: сарматская, позднескифская кельтская. В последнее время позднескифская версия была подкреплена материалами курганного могильника Глиное в рамках Тираспольской группы в Приднестровье, где были обнаружены практически все составляющие кладов: вооружение, конское снаряжение, посуда и др., в том числе ранее известные в Северо-Западном Причерноморье только в составе кладов. Вследствие этого появилась гипотеза о связи ритуальных кладов с населением, оставившим Тираспольскую группу памятников и о скифской принадлежности всех ритуальных кладов Северного Причерноморья (Зайцев, 2007; Тельнов, Четвериков, Синика, 2012; 2016). Действительно, наибольшая концентрация ритуальных кладов в Северо-Западном Причерноморье наблюдается именно в Приднестровье и междуречье Днестра и Дуная, некоторые клады тяготеют к территории Тираспольской группы: Великоплоское, Бубуечь, Бравичены, другие находятся в относительной близости: Тараклия, Твардица, Семеновка, Веселая Долина.
Однако определение всех кладов Северного Причерноморья как позднескифских вряд ли приемлемо. Для комплексов восточной группы версия о сарматской принадлежности выглядит гораздо более обоснованной. В степной части Нижнего Подонья, Поволжья, Прикубанья в последних веках до н.э. какое-либо варварское население, помимо кочевников-сарматов, источниками не фиксируется. Кроме этого следует отметить во многих кладах восточной группы вещи, считающиеся диагностирующими для раннесарматской культуры: мечи с серповидными навершиями (Веселый, Острый), наконечники стрел с длинными черешками и ложковидные наконечники ремней (Рестумов), котлы сарматского типа (Рестумов, Качалинская, Дебальцево), зооморфный крючок (Качалинская).
В настоящее время принадлежность всех кладов не может быть однозначно определена как сарматская, позднескифская, кельтская или какая-либо еще. Ареал ритуальных кладов III-I вв. до н.э. очень широк – практически все Северное Причерноморье и ряд сопредельных регионов – и не совпадает с границами ни одной из археологических культур этого времени. Представляется, что обычай захоронения ритуальных кладов предметов конской упряжи и вооружения следует рассматривать как надкультурное явление, присущее как кочевникам западных областей Сарматии, так и части поздних скифов, с определенным региональным своеобразием.