Е.В. Вдовченков
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

РОВИКИ НА НЕКРОПОЛЯХ НИЖНЕДОНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ПЕРВЫЕ ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ

На некрополях нижнедонских поселений в первые века нашей эры появляется традиция использования ровиков. Это некрополи Крепостного городища (Горбенко, Косяненко 2011. С. 393; Горбенко, Косяненко 2016. С. 147), Сухо-Чалтырского городища (Ильюков 1997. С. 26), Нижне-Гниловского городища (раскопки В.К. Гугуева 1990 г., раскопки В.В. Алейникова 2017 г.), Недвиговского городища (Гугуев 1983), Кобяковского городища (Ларенок 2017). Больше всего ровиков известно на восточном участке некрополя Танаиса и западных участках некрополя Кобяково, и это связано с тем, что систематические и масштабные исследования некрополей проводились только на этих памятниках.
Большая часть ровиков относится ко второй половине II – первой половине III вв. н. э. Не всегда ровики могут быть датированы в связи с тем, что некоторые из них известны только фрагментарно.
На настоящий момент можно выделить два типа ровиков: ровики, сооруженные вокруг погребения, и ровики, обозначающие поминальные площадки. Ровики встречаются подпрямоугольной (и как разновидность трапецевидной) и округлой формы.
Погребения, окруженные ровиками, это и катакомбы, и ямы с заплечиками, и подбои. Но есть то, что их сближает – это связи со степной традицией. О сарматском происхождении ровиков говорит отсутствие этой традиции в меотских комплексах (в то время как она хорошо известна в памятниках степной зоны и связана с ареалом сарматской культуры). Также известны погребения с ровиками с парой курильниц (Кобяково, п. 1 2008 г.), с кавказской керамикой (Кобяково, п. 21 2000 г.), в погребениях отмечены деформированные черепа (некрополь Танаиса). В этих комплексах довольно часто присутствует вооружение. Об обособленном положении носителей этой традиции говорит окраинное положение ровиков на некрополях.
Ровики, таким образом, являются еще одним свидетельством сарматизации нижнедонских поселений во II-III вв. н.э.