М.А. Балабанова
Волгоградский государственный университет,
Волгоград, Россия

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА САРМАТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ СТЕПЕЙ1

Как известно краниологические комплексы формируются в определенном географическом и этнокультурном пространствах. Наличие на той или иной территории антропологического типа, резко отличающегося от основной массы населения или типа предшествующего населения, позволяет с уверенностью говорить о миграциях на данную территорию групп людей и определить регион истока мигрантов.
Краниологические серии, относящиеся к носителям сарматской культуры Нижнего Поволжья и сопредельных территорий, демонстрируют определенное многообразие форм строения черепа в разных хронологических групп, но наблюдаемые различия не выходят за рамки европеоидного типа. Сопоставление серий сарматской эпохи позволило сделать заключение о нескольких волнах миграции групп населения в Приуралье, Нижнее Поволжье и Нижний Дон из среды носителей восточных маргинальных культур, на основе которого сформировались культуры ранних кочевников сарматского облика.
Попытка дифференцировать комбинации антропологических признаков, сложившиеся в хронологических сарматских группах, на основе смешения субстратных и пришлых групп позволяет выявить историческую динамику антропологических типов исследуемых групп. Результаты многоуровневого сравнительного анализа подтвердили гипотеза об особом антропологическом типе у населения раннего (IV-I вв. до н.э.) и позднего (II-IV вв. н.э.) этапов сарматской культуры. Первая группа является носителями типа древних брахикранных восточных европеоидов и их можно связать с историческими сарматами. Вторая группа является носителями типа долихокранных европеоидов, который преобладает во всех хронологических и территориальных группах и, видимо, не стоит этих длинноголовых европеоидов связывать с «сарматами» как этнополитическим образованием древности. Скорее всего, история формирования как среднесарматского и позднесарматского населения, так и их культур связано с миграционными волнами, которые изменили антропологическую формацию населения сарматской эпохи Нижнего Поволжья и сопредельных территорий. Первая волна, которую гипотетически можно датировать II–I вв. до н.э., привела к тому, что в этой хронологической выборке по сравнению с предшествующим этапом, IV–III вв. до н.э., увеличивается доля длинноголовых европеоидов. Видимо, носители этого типа обладали и погребальными традициями, и элементами материальной культуры, которые характерны для центрально-азиатских культур, и которые удалось выделить ряду исследователей. Вторая волна датируется временем становления среднесарматской культуры. Изменчивость краниологических типов средних и поздних сарматов хотя и носит однонаправленный характер, тем не менее в формировании облика населения этих групп, видимо, участвовали мигранты из разных территорий, так как у среднесарматского населения сильнее проявляются смешанные монголоидно-европеоидные качества. Третья волна, видимо, привела в движение мужское население других территорий, в облике которых преобладал тип длинноголовых европеоидов. К сожалению эту территорию пока сложно очертить, но она также связана с востоком.

_______
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области, проект «Преемственность и трансформация в развитии культур раннего железного века Нижнего Поволжья по данным археологии, палеоантропологии, палеоэкологии и палеогенетики», № 17-11-34006.